Как вы думаете, всё ли можно обнаружить сегодня в Интернете? Не правда ли, глупый вопрос! Разумеется, всё. Любой фильм, любое видео. Про музыку и говорить не приходится. Даже не могу сказать (а кто может?), какими мерами измеряются те объёмы цифрового мусора (я хотел сказать, богатства), которые хранятся на десятках тысяч серверов по всему свету.
А теперь проведите эксперимент. Попробуйте отыскать и послушать невинную неаполитанскую песенку (надеюсь, вы знакомы с этим почти что жанром певческого искусства, которым не брезговали в своём репертуаре такие столпы мировой оперы, как Марио Дель Монако, Карузо… «Ворд», кстати, его не знает, и подчёркивает… Паваротти… этого знает… и многие другие… скажем так, столбы, столбики, колонки, цоколи и т.п.), написанную аж в 1895 году и называющуюся Piccerè che vene a dicere. Упоминаний о ней – множество. А вот мелодию, фигушки, не найдёте ни на торрентах, ни в ютьюбе, нигде (кстати, если у кого из вас она вдруг каким-то образом окажется, не сочтите за труд, дайте знать).
Думаете, это всё оттого, что её сочинили и забыли? Вовсе нет. Абсолютно достоверно известно, что знаменитый в 1970 годы итальянский композитор-песенник Лилли Грэко исполнял её на итальянском же телевидении всего-то в 2006 году.
Причём тут какая-то неаполитанская песня и Италия вообще, если мы ведём беседы исключительно про английский язык? Очень просто. Упомянутая Piccerè che vene a dicere послужила основой для римейка, который впоследствии был признан лучше песней XX века и вошёл даже в Книгу рекордов Гиннеса как самая исполняемая, поскольку официально существует более 3000 её зарегистрированных версий. Ещё не догадались, о чём это я? О грустной песенке Yesterday, «сочинённой» и спетой круглобровым битлом Полом Маккартни в 1965 году.
Плагиатство в искусстве – вещь крайне распространённая, как вы знаете. И хотя в своих интервью Пол Маккартни крайне пренебрежительно отзывался о классической музыке, которую, мол, и слыхом не слыхивал (что по его лицу очень похоже на правду), не секрет, что огромное количество битловских мелодий были переработаны Тэо Адорно (написавшим музыку и слова всех их главных хитов) именно из классических произведений – от «Аиды» до «Кармен» (подробности как раз можно почерпнуть из Интернета довольно легко, попробуйте).
Как водится, Маккартни сообщил миру, что придумал мелодию Yesterday во сне. Правда, до этого был более откровенен и признавался, что «слышал её где-то раньше».
Также примечательно, что до окончания работы над Yesterday эта песенка ходила под названием Scrambled Eggs (омлет). Мол, чтобы не забыть мелодию (надо же какая дырявая память у лучшей Пол-овины Маккартни!), «автор» напевал её на слова: Scrambled Eggs, oh my baby, how I love your legs…
В Ливерпуле мне попался честный гид. Правда, большой поклонник Маккартни, с которым, по его восторженному признанию, он знаком и чуть ли не дружит. Так вот, в конце экскурсии по городу, когда мы расставались возле «легендарного» клуба Cavern(где по легенде дебютировали битлы), открытие которого 16 января 1957 поныне считается среди битломанов (а также по решению ЮНЕСКО) Всемирным днём the Beatles, этот честный пожилой англичанин обронил, что «настоящую» Cavern не так давно благополучно снесли, а то, что видят многочисленные (в то утро не очень) туристы – современный новодел.
Вот такая грустная история…