Чтобы без хлопот добраться из Лондона до Стоунхенджа, вам нужно сперва вырулить на автостраду М3 (на указателях выделена синим цветом), доехать по ней до Dummer Golf Club, что неподалёку от деревеньки Даммер (всё, естественно, по левую руку), и не прозевать съезд под желтый указатель А303. Дальше просто по прямой, никуда не сворачивая, ещё километров 45. Потом дорога перед вами сама расступится, поля превратятся в долину, а на ней, как на сложенных ладонях, будет лежать груда мегалитов, называемая «Висящими камнями» (Stonehenge).
Когда я оказался здесь впервые, не скрою, у меня перехватило дух. Тысячелетия славной истории Англии, таинственные друиды, великий и могучий Мерлин, непонятная цель создания, предполагаемая точность ориентировки на местности и по небосводу, одним словом, много-много всего интересного, о чём не иссякает человеческая молва, охочая до всего загадочного и необъяснимого. Сейчас мне также было приятно их увидеть. Как говорится, намоленое место.
Однако давайте не забегать вперёд и просто посмотрим на это чудо древних каменщиков, посмотрим внимательно, а заодно вспомним кое-что из области строительства и истории и порассуждаем. Благо у нас тут с вами на всё про всё есть минут сорок пять.
Автобус заезжает на парковку, и чтобы добраться до монолитов, вам предстоит постоять несколько минут в очереди за билетами и потом пройти по подземному переходу под тем самым шоссе, по которому вы приехали. Потому что если этого не сделать, а просто остановиться на дороге, то рассматривать и фотографировать Стоунхендж вам придётся через сетку, отгораживающую памятник.
Подземный переход готовит вас к встрече с чудом. Всю стену занимает красочная картина, изображающая древних англичан, волоком тащащих огромные камни. Так это грандиозное строительство видят художники и, к сожалению, большинство историков. Некоторые, правда, выдвигают гипотезы, будто великий Мерлин приносил сюда камни с днепровских порогов по воздуху. Очень может быть, конечно. Правда, никто не знает точно, жили ли Мерлин и его протеже, король Артур, на самом деле.
Что мы знаем о Стоунхендже? В популярных и общедоступных источниках мы можем почерпнуть буквально следующее: «Принято считать, что Стоунхендж построили друиды. На самом деле его возвели примерно 4 000 лет назад в неолите, во времена нового каменного века. Потом его несколько раз переделывали, пока в раннем бронзовом веке, 1 400 лет до н.э., ему не придали тот вид, который хоть и не в полном объёме, но сохранился по сей день»[1]. Теперь мы знаем, кто и когда тащил сюда эти камни весом по 25-30 тон каждый. Раз могли египтяне, значит, могли и другие. Отлично! Запомним.
Второй прагматичный вопрос – зачем? Объяснения есть «научные», а есть «ненаучные». Про пирамиды в Гизе помните? Там главенствуют две теории: для наблюдения за небом, как громадные обсерватории, и для погребения достойных того усопших. О Стоунхендже сложилось то же мнение. Мол, стоит оказаться тут в день солнцестояния или равноденствия, и вы сами убедитесь в том, как все камни чётко на что-то указывают. Получается, нашим предкам было больше нечего делать, как только смотреть на звёзды и высчитывать их невидимые орбиты. Причём ценой невероятных усилий и забывая при этом о еде, войнах, семьях и охоте, кстати, с примитивными каменными топорами.
«Ненаучные» учёные в обоих случаях (Египта и Стоунхенджа) говорят также про порталы в другие миры, точки силы и прочие захватывающие вещи.
Выйдя из подземного перехода, вы оказываетесь внутри оградительной сетки. Камни перед вами. Правда, вы не можете к ним подойти и потрогать. Вокруг камней идёт тропинка, огороженная колышками с верёвкой, так что в лучшем случае вы увидите их метров с 15, а так вообще – метров с 30-40. Снова возникает простой вопрос – почему? Не хотят, чтобы туристы камни попортили? Или увидели чего-нибудь лишнего? Мы с вами люди интеллигентные, через загородку перешагивать не будем, зато у нас хорошая приближающая фототехника и острый глаз. Присмотримся.
Со стороны Стоунхендж представляет собой несколько каменных ворот: по два столба метров 4 высотой, на которых сверху лежит ещё один такой же камень. Ворота (кто-то называет их «подковами») образовывают подобие круга. Подобие, потому что во всей конструкции линии только намечены, но ничего полностью замкнутого нет, не сохранилось.
В отличие от египетских пирамид, а особенно от великого Сфинкса, камни Стоунхенджа не производят впечатления большого конструктора «Лего» - они все нестандартные. Но с того места, где мы с вами стоим, в глаза бросается несколько весьма примечательных деталей.
Во-первых, мы замечаем, что большинство камней будто замазаны свежей штукатуркой. Наверное, думаем мы, так надо, если они тут уже 4 000 лет мокнут под дождями и портятся.
Во-вторых, у некоторых камней, особенно у основания, верхний слой толщиной сантиметров 15 некрасиво отвалился, и под ним, не удивляйтесь, виден идеально гладкий бетонный сердечник. Уверен, что это замечают все. Беда в том, что наши глаза не всегда соединены с мозгом, то есть сигнал об увиденном туда доходит, а в мысль, да ещё не дай бог пытливую, не превращается. Мы смотрим, но не видим. Или всё-таки видим?
Первый раз в моей жизни я очень удивился в Помпеях. Нас там мурыжили часа три, вместо того, чтобы дать возможность подольше погулять по Неаполю. А Помпеи, как вы знаете, были раскопаны из-под многометровых завалов лавы, которые обрушил на них соседний Везувий тоже давным-давно, не одну тысячу лет назад, если верить официальным теориям. Правда, не так давно учёные заметили, что одна из особенно хорошо сохранившихся мозаик в точности повторяет полотно кого-то из художников Возрождения. Конечно, можно предположить, что это художник её подсмотрел и сделал плагиат, однако беда в том, что раскопали Помпеи через много десятилетий после смерти того художника…
Так вот, помню, у меня по ходу дела что-то выпало там из кармана, я нагнулся и присвистнул: кусок стены на уровне булыжной мостовой отломился, и в дыре стал отчётливо виден идеально гладкий участок водосточной трубы, будто вчера вылепленный из глины. Если у вас дома цветы стоят в глиняных горшках, то вы точно понимаете, о чём я. Повторяю, если вы не сразу себе представили: труба была внутри стены, т.е. чтобы ее туда засунуть, нужно сперва разобрать «древнюю» стену.
Второй раз я удивился в каирском музее. На улице было градусов 50, мы уже прошлись по залам и ждали в прохладном фойе остальную группу, чтобы дружно забежать в прохладный автобус. Мой взгляд упал на стоящую внутри, почти при выходе, высоченную стелу, изображавшую застывшего в характерной позе фараона. Смущала только одна деталь: опять-таки у подножья камень был сильно повреждён, и из него торчала… арматура.
Обычно в таких случаях мозг нам говорит: так надо. И мы лишь пожимаем плечами. Уверяю вас, не стоит. Слушайтесь не мозга, а сердца – оно не обманывает.
Третий раз я удивился, кажется, в Сарагосе, в Испании, когда нас водили по восстанавливаемому после войн и веков забытья старому мавританскому дворцу. Гид привела нас в большой зал и с грустью заметила, что из-за пожара от прежнего убранства залы не осталось ничего, кроме потолка. Все дружно посмотрели на красивые балки, вздохнули и пошли дальше, а я задал нашей проводнице крамольный вопрос:
- Скажите, пожалуйста, как может уцелеть при пожаре только потолок, если он сделан из дерева?
Ответа я не получил.
Четвёртый раз мне стало слегка жалко потраченного времени в Китае, неподалеку от города Сиань, когда нас привели восхититься терракотовым войском. Если кто вдруг не знает, это многочисленное собрание воинов, сделанных из терракоты (обожженной чистой глины, иными словами) в человеческий рост. В 1974 году его случайно нашёл на своём участке один крестьянин. Оказалось, что здесь расположено захоронение великого императора Цинь Шихаунди, а воины, лошади, повозки символизируют его войско. Причём среди воинов нет двух повторяющихся.
Смутили меня три вещи.
Первая. Раскопки здесь ведутся с 1974, ведутся вроде бы постоянно, однако многие места позади воинов и по бокам остаются нетронутыми. Типа, руки пока не дошли. При этом у учёных дошли руки точно определить, что под каждой из этих нетронутых насыпей они найдут, когда приступят к работам (об этом подробно рассказывается на специальных планах).
Вторая. Если вы загляните в Интернет и посмотрите на многочисленные фотографии терракотовых воинов, то ни у кого не обнаружите оружия. Пехотинцы стоят плотным строем, правую руку держат согнутой, пальцы образуют форму кольца, в которое можно вставить, например, копьё, но никаких копий и мечей нет в помине. Значит, их сделали из дерева, и они сгнили, подсказывает мозг. Но вообще-то оружие для воина и для пафосности захоронения вещь первостепенная. Почему, скажем, нельзя было сделать оружие хотя бы из глины, которая так замечательно сохранилась, как нам рассказывают, со II века до нашей эры?
Наконец, третья странность, о которой вы не прочитаете ни в одном Интернете. Всех туристов либо до, либо после посещения терракотовой армии обязательно привезут в расположенный в километре от захоронения заводик, где вы сможете купить самые разные поделки из терракоты: хоть красивые блюда, хоть сосуды, хоть цветочные горшки, хоть сувенирных воинов, хоть воинов в натуральную величину, если позволят деньги. И всё бы было ясно и понятно, только ваш покорный слуга проявил непозволительное любопытство и прочитал табличку при входе на заводик. Оказалось, что он здесь открылся… за два года до «случайного» открытия везучего крестьянина. Кстати, сам тот крестьянин собственно персоной сидит каждый день в сувенирном магазинчике при музее и охотно подписывает дорогущие альбомы, во всех красках повествующие об «уникальной» экспозиции.
Там же в Китае вас обязательно сводят на Великую Китайскую стену, которая якобы видна из космоса. Интересно, что когда мы подлетали на самолёте к Пекину, то есть были на высоте от силы километров десять, Алина отказалась мне верить, когда я ткнул пальцем в иллюминатор и сказал, что это она и есть. Потому что даже с такой высоты Великая стена кажется тонюсенькой прожилкой на горных склонах. Когда же вы спуститесь на землю и потопчете её ногами, вас, уверяю, не оставит ощущение, что «такую» стену пара миллионов китайцев могла, спустя рукава, построить по указанию товарища Мао, ну, лет так за десять. Смех смехом, но если вам когда-нибудь придётся побывать в Черногории, загляните в живописную Которскую бухту. По её берегам разбросано несколько старинных городков, которые строили в XV веке завоевавшие эти земли венецианцы. Так вот, когда будете бродить по тамошним улочкам, посмотрите наверх, на окружающие горы. Вы с удивлением обнаружите построенные на почти отвесных склонах… оборонительные каменные стены, в точности повторяющие китайскую.
Особенно вопиющим образом наглость и ложь китайской «истории» проявляется в таком примечательном месте, как известный сейчас не только любителям боевых искусств храм Шаолинь – альма-матер таинственного кун-фу и волшебного каратэ. Были, видели. Как сейчас помню, в 2004 году. И древние храмы, и покосившиеся от времени ступы, и даже камень, на который по преданию в течение многих лет смотрел, не моргая (для этого он просто отрезал себе веки) родоначальник всего-всего и по совместительству буддийский монах из Индии Бодхидхарма. Меня только не покидало воспоминание о ходившей в 1980-е годы по рукам и много раз переписывавшейся книге французского каратиста Ролана Хаберзецера, в которой Шаолинь упоминался как древний монастырь, вскоре после смерти Бодхидхармы, то есть где-то веке в VII нашей эры, уничтоженный войнами и пожарами. Возрождение Шаолиня из полузабытой легенды до туристической достопримечательности происходило буквально на моих глазах: сначала подтверждение рассказа Хаберзецера появилось в популярных китайских боевиках про лысых монахов, а потом оказалось, что на самом деле Шаолинь жив-здоров (очень похоже на историю с японскими ниндзя, о которых, сдаётся мне, в самой Японии не слышали до появления в США комиксов и мультиков про весёлых черепашек). Когда мы вернулись из Китая домой, я навёл справки в Интернете и обнаружил целую подборку замечательных цветных фотографий одной русской туристки, на которых все те древние храмы, что нам с придыханием показывал гид, находились в состоянии врываемых в землю и еще даже не покрашенных брёвен. Как вы думаете, когда эта наблюдательная девушка их сделала? В 2002 году, за два года до нас!
Итак, вернёмся к Стоунхенджу. Кроме штукатурных заплат и странного бетонного сердечника, мы с вами замечаем еще несколько интересных нюансов. Любому, кто видел фотографии Стоунхенджа, а тем более тому, кто там побывал, бросается в глаза отдельно стоящая и значительно более гладкая, нежели остальные камни, четырёхгранная стела. Ее плоскую верхушку венчает небольшой конический выступ. Если вы праздный турист, то просто приятно удивитесь такой архитектурной детали и подумаете, что этот выступ зачем-то нужен. Если вы хоть как-нибудь связаны со строительством или помогали своим чадам возиться с конструктором «Лего», выступ обязательно заставит вас подумать о том, что на него, наверное, что-то раньше было надето. Более того, если вы строитель-практик, то немного удивитесь, поскольку поймёте, что для того, чтобы идеально ровно срубить вокруг камень и не затронуть сам выступ, вам понадобится как минимум отбойным молоток, а лучше – фрезерная пила. И уж никак не каменный топор. Иначе выступ отвалится вместе с остальным каменным мусором.
Но посмотрите чуть дальше этой странной стелы с выступом, и вы обнаружите ответ на свой немой вопрос. Край одного из поперечных камней пропилен (или аккуратно пробит, или проломан) и внутри виден такой же выступ на поддерживающем камне. Вы оказались правы: выступ понадобился для того, чтобы многотонная каменная «штанга» ворот не съехала в сторону. Точно так же поступают не только создатели «Лего», но и плотники, строящие дома из дерева. Однако здесь-то камень…
Кстати, информации о том, что это за камни по своему составу, вы просто так не найдёте. Правда, в связи со Стоунхенджем их ещё называют «голубыми камнями», потому что иногда, особенно в дождливую погоду, они кажутся голубыми. Не найдёте вы также и официальных объяснений развалов у оснований. Почему внутри виден какой-то гладкий сердечник явно из бетона? Откуда на поверхности камней столько заплат? Если вы удосужитесь заглянуть в англоязычную «Википедию», то обнаружите море «информации» о том, как на протяжении тысячелетий эти камни здесь выстраивались, но почти ничего – об их реставрации. В лучшем случае справочники пишут, что многие камни, мол, от времени завалились и их потом «подняли». Что именно было сделано за время реставрации – об этом ни слова. А жаль, потому что часть ответов на наши с вами вопросы скрывается именно здесь.
Давайте по порядку.
Анализ мегалитов Стоунхенджа всё-таки проводился, так что скудные сведения об их составе найти при большом желании можно. Это так называемый травертин (известковый туф), из которого в своё время строились, например, римские Колизей и собор св. Петра. Присутствует, говорят, базальт, реалит, а самое интересное – медный купорос. Собственно, он-то и придаёт камням голубой оттенок, когда становится влажным. Беда лишь в том, что в природе медный купорос не встречается. Он – побочный продукт отливки изделий из бронзы.
Закрадывается сомнение о том, а не строился ли Стоунхендж на месте. Косвенным подтверждением тому является очевидный факт, что если волоком тащить, как сегодня предполагается, глыбы за 200 километров из каменоломен в западной оконечности Уэльса, то вся дорога должна быть буквально вымощена брошенными на полпути осколками, треснувшими каменными столбами и т.п. Ничего этого нет. Зато раскопки вокруг Стоунхенджа показали много зарытых прямо в землю отходов строительства.
Помните, я упоминал фараона в каирском музее с арматурой? Из чего он был сделан? Из чего сделаны десятки стел в долинах Гизы и Луксора? Присмотритесь к чётким линиям фигурок на них (можете – на фотографиях, можете – на площадях многих европейских городов, куда они были в своё время привезены из Египта). Даже сегодня вырезать с такой точностью при такой глубине кажется предприятием, мягко говоря, сложным. А зачем вырезать? А если взять формочку и просто выдавить, пока не застыл… бетон?
Разговоров о возможности постройки в Египте всего из полимерного природного бетона сегодня можно услышать немало. Ил Нила – готовый для этого материал. О содержании в нём железа известно с незапамятных времён: его там столько, что когда происходят разливы, вода окрашивается в медный цвет. Если такой песок собрать, высушить, растолочь, заставить сотню-другую рабочих таскать его в мешках и высыпать в опалубки, а потом заливать водой и давать высохнуть на горячем каирском солнце, в итоге вы получите плотно прилегающие друг к другу тяжеленные бетонные глыбы. За год-другой таким нехитрым способом можно построить не одну пирамиду Хеопса. Тем более что если бы сегодня разрешалось лазить на пирамиды до самого верха, мы бы с вами оттуда взяли на память куски, на которых эта опалубка чётко отпечаталась. Только кто ж нам нынче позволит? К счастью, такие куски были найдены до нас и существуют – к всеобщему недовольству сторонников титанического рабского труда.
Обвалы на камнях Стоунхенджа, как и на стелах Египта, есть ни что иное, как обвалы… бетонной штукатурки. Жидкой, из какой сегодня принято делать стены домов - «под шубу». Собственно, весь храм Христа Спасителя в Москве был «отлит» из бетона. Причём специалисты даже подмечают, что на всех мегалитах видны полосы «заливания». Что примечательно – они все вертикальные. Даже на горизонтально лежащих «камнях». Разве что, в отличие от бетона египетского сюда зачем-то добавили медный купорос. Но об этом чуть позже.
Сколько лет Стоунхендж известен? 4 000? 5 000? 1 000? Никто точно этого сказать не может, потому что нужно ссылаться на конкретные упоминания в летописях, а их негусто. Вообще про камни в районе Солсбери (а мы с вами находимся в 18 километрах от этого городка, куда скоро поедем обедать), конечно, в летописях пишут, но камней здесь, то есть мегалитов, много. Они разбросаны по полям, в одиночестве или группами, так что Стоунхендж лишь самый известный их этих комплексов.
Вторым свидетельством должны являться рисунки художников. До изобретения фотографии Стоунхендж зарисовывали и неоднократно. Но вот что весьма интересно. Если вы зададитесь такой задачей и выловите в Интернете наиболее старые рисунки века так XVII, то убедитесь, что они ничего общего не имеют с оригиналом. На некоторых Стоунхендж стоит в окружении гор. Оглянитесь! Гор нет и в помине – сплошные равнины. Понятно: художник фантазировал. На других Стоунхендж представлен буквально частоколом из камней с ровной кладкой по верхушкам, образующей идеальное кольцо. Такого тут явно не было никогда, да и продольные каменные «балки» лежат сейчас от края и до края двух поддерживающих «столбов», а не ровно до половины, чтобы можно было в стык положить следующий, как пытается показать нам художник-фантазёр.
Рисовал Стоунхендж даже такой признанный английский мастер, как Джон Констебл. Рисовал в 1835 году. Явно с натуры. Потому что наследие его сохранило немало работ, посвящённых именно Солсбери, его собору и его природным красотам, которые легко узнаются и сегодня. Не фотографии, конечно, но основаны на том, что и как выглядело в ту пору. Так вот, его Стоунхендж представляет собой буквально руины. Кое-где продольные «балки» есть, но мало, не то даже, что сейчас, а мегалиты напоминают поломанные ураганом голые деревья.
Существуют и гравюры. На них многие нынешние «ворота» и камни Стоунхенджа узнаваемы, но на удивление не все.
Первые фотографии Стоунхенджа относятся к концу XIX века. Они во многом схожи с гравюрами. Но вот наступает XX век, и что-то разительно меняется. Так, например, привлёкшая в самом начале наше внимание прямоугольная колонна с выступом впервые появляется лишь на фотографии… 1901 года. Потом «достраиваются» и другие мегалиты. В чём же дело?
Оказывается, каменный ларчик открывается довольно просто. Только сперва я расскажу вам ещё об одном моём личном наблюдении из повседневной жизни.
Пройдите по правой стороне Проспекта мира от Садового кольца и обратите внимание на здание под номером 30. Это дом поэта Брюсова. Теперь в нём музей «Серебряного века». На сайте музея о самом доме сказано только, что «архитектурный облик и интерьеры дома выдержаны в стиле модерн, фасад здания был оформлен в 1910 году по проекту архитектора В.И.Чагина». Так вот, я со всей ответственностью заявляют, что это - откровенная ложь. Потому что с середины 80-х годов прошлого века я каждое утро ходил мимо него до метро и лет 10 видел, как с этого несчастного строения сперва сняли крышу, и оно несколько зим простояло вообще без какого-либо укрытия. Работы тогда велись (если велись) достаточно открыто, ничего, как сегодня, не прятали за непроницаемыми навесами, так что потом я своими глазами видел, что дом исчез: остался только фасад, а все полы, потолки и несущие стены сровняли с землёй. Ещё года через два-три снегопадов и дождей к фасаду стали пристраивать боковины и заднюю часть, а когда фасад снова более или менее крепко стоял, началась работа с его дверьми и окнами. Если вы сегодня наберёте в Интернете «дом Брюсова» и посмотрите на него со стороны Проспекта мира (а больше неоткуда), то увидите симпатичные окошки, арочку подъезда и ничего не заподозрите. Я же очень жалею теперь о том, что не располагал в то время возможностями и желанием сфотографировать дом таким, каким он был до «реставрации». Потому что фасад был другим. Другие разрезы окон, другое их расположение, другие подоконники. Но ведь никто сегодня не сознается в том, что это не тот дом, где жил Брюсов. Музей и музей, покупаешь билет и входишь. Факт 100% переделки не скрывают – о нём просто не говорят. Таких примеров, уверен, вы сами можете привести немало. Чего стоит хотя бы «реставрация» деревянного дома артиста Щепкина на одноимённой улице под боком Олимпийского комплекса. Была живописная избушка, стал дощатый сарай. Но разве кто сегодня обратит на это внимание?
К чему это я? Да всё к тому же. Потому что «реставрация» Стоунхенджа тоже велась. Причём неоднократная. В 1901, 1919, 1920, 1958, 1959, 1964 годах. Вы что-нибудь о ней читали? Вы где-нибудь в официальных путеводителях о ней найдёте хоть слово? Нет, конечно. Зато не так давно в Интернете появились поразительные фотографии реставрационных работ 1958 года, когда сюда подогнали здоровенные краны, и весёлые рабочие, попыхивая сигаретами, обвязывали канатами камни и перекладывали их так, как им велели. Может быть, фамилия прораба и была Мерлин, но лично я сомневаюсь.
Сколько людей видели уцелевший после пожара деревянный потолок в Испании и скольких это обстоятельство удивило? Сколько туристов ахало перед терракотовым войском и не обращало внимания на дату постройки соседнего заводика? Сколько москвичей родилось после окончания «реставрации» дома Брюсова, и сегодня им даже невдомёк, что эта реставрация вообще проводилась, причём не так давно? Вот и я о том же…
Какой первый вывод мы с вами сделаем, глядя на камни Стоунхенджа с обвалившейся штукатуркой и аккуратными выступами на макушках, сделанными в прошлом веке отбойными молотками?
Вывод простой: тот вид, который этот комплекс имеет сегодня, люди здесь могли наблюдать в течение не 4 000, а примерно 60 лет. Вполне достаточно, чтобы канули в Лету архивов возмущённые письма местных жителей, которые не одобряли все эти строительные работы. Письма эти существуют, но они в руках какого-нибудь Общества Британского Наследия или Охраны Стоунхенджа, так что подержать в руках и почитать нам их вряд ли дадут.
Тогда второй вопрос: сколько же лет самому Стоунхенджу?
Игорь Владимирович Давиденко, профессор, доктор геолого-минералогических наук, в одной из своих лекций выдвинул предположение, что едва ли более 300. На эту мысль его натолкнуло, во-первых, наличие упомянутого медного купороса, а во-вторых, история тяжбы Солсбери с Гринвичем за прохождение по их территориям так называемого Нулевого Меридиана.
Вкратце теория уважаемого профессора сводится к тому, что, во-первых, в пору превращения Британии в мощную империю (начало XVIII века) большая потребность была в пушках. Граф Солсбери мог иметь свой бронзолитейный заводик. Вот и объяснение того, откуда взялся лишний медный купорос. Зачем его добавлять в штукатурку? Чтобы выделиться, обратить внимание, чтобы заговорили не просто о мегалитах, а о «голубых» камнях.
Во-вторых, содействие графу Солсбери мог оказать ни кто иной, как его современник, Исаак Ньютон, которому не составило бы большого труда сделать расчёты и привязать расположение «камней» к астрономическим координатам.
Как мы знаем, в споре за Нулевой Меридиан победил Гринвич. Зато в результате строительного розыгрыша в Солсбери осталась настоящая национальная святыня, которая сегодня денег не просит, зато приносит не только финансовый, но моральный и политический доход всему островному государству. Как ниндзя в Японии или терракотовое воинство с Шаолинем и китайской стенкой в Поднебесной.