Взглянуть на остатки стены (или вала, хотя “wall” это, конечно же, «стена») мы заехали в крохотную деревеньку Хэддон. Собственно полное её название, если вы захотите отыскать её на карте – Heddon-on-the-Wall, то есть, как раз «Хэддон на стене». Топоним “Heddon” означает «холм, где рос вереск».
Печально прославилась деревенька тем, что в феврале 2001 года именно в ней впервые, якобы, обнаружили ящур, который у нас, если я ничего не путаю, больше известен как какое-то «коровье бешенство». Пришлось с тех пор местным жителям перебиваться ловлей лосося в реке Тайн (моё любимое название для реки, тем более что это не перевод: она так и пишется по-английски – Tyne), добыванием угля, песчаника и известняка да обжигом кирпича.
Остановился наш автобус перед таверной «Лебедь» (the Swan Inn). Через весь фриз тянулась рифмованная надпись:
The swan doth like the water clear, so do men good ale and beer
В переводе со слегка устаревшего английского это означает:
Как лебедь любит воду чистую, так люди любят эль и пиво
Каюсь, лебедя я разыгрывать не стал и внутрь не пошёл. Меня интересовало другое, то, ради чего мы сюда приехали. Не скажу, что я ожидал увидеть подобие Китайской стенки, однако отсутствие видимых следов кладки меня сразу несколько смутило. Всюду были домики, кусты и узенькое шоссе. Вари указала нам путь и пошла в «Лебедь».
Пройдя вдоль современного забора (каменного, разумеется), мы обнаружили подобие калитки и почти незаметный указатель. Стена была где-то рядом. За калиткой обнаружился информационный стенд, на котором рассказывалось буквально следующее (цитирую по фильму):
«Адрианова стена была выстроена по приказу императора Адриана вскоре после его приезда в Британию 122 году н.э. Она задумывалась как непрерывная стена с укреплением через каждую римскую милю (1,48 км) и двумя башнями на равном друг от друга расстоянии между укреплениями. Стена с её оборонительными рвами и большими фортами, протянулась от побережья до побережья, на 80 римских миль (120 км или 75 миль). Она представляла собой самое северное пограничье Римской империи».
С замиранием сердца обойдя последние кусты, я вышел на поле и первым делом увидел пасущихся неподалёку коров. Затем деревянные колышки изгороди. И только потом низенькую желтоватую кладку метров двух шириной, не более полуметровой высоты и длины метров в сто с небольшим. Всё. Не знал бы, что это «та самая стена», прошёл бы мимо, не заметив. А так потоптал её минуты три, посидел, сфотографировался на фоне коров и повёл Алину обратно, к автобусу.
Разумеется, это был не единственный остаток стены в Англии. Есть и выше. Просто нам, я считаю, не слишком повезло, хотя по непрерывной протяжённости эта часть «стены» считается самой длинной из всех сохранившихся. Размеры оригинальной стены, говорят, варьировались в зависимости от того материала, из которого её строили. Каменная кладка обычно имела три метра в ширину и до шести метров в высоту. Местами в дело шёл торф (sic!), и тогда ширина доходила до шести метров, а вот высота опускалась до трёх с половиной.
В разное время стену приписывали разным строителям. На первых картах Джона Спида она описывается как «Стена пиктов». Другой картограф XVII века, Уильям Метью, следуя изысканиям древнего английского монаха и историка Беды (Bede), назвал её же «Стеной Севера» - не в честь северного её расположения относительно Лондона, а в честь Севера Септима, римского императора, жившего почти на сто лет позже Адриана.
Цель постройки стены тоже вызывает споры. Если вы посмотрите псевдо-исторические художественные фильмы, из них вы узнаете, что бедные, оторванные от родины римские легионы коротали на ней время, прячась от дикарей с севера, то есть шотландцев. И если кто из них отваживался перейти через стену и зайти чуть вглубь тамошних земель, его считали чуть ли не смельчаком. В менее пугающих справочниках вы также можете вычитать, что римские император, кто бы им ни был, подобно императору китайскому, хотел этой циклопической постройкой доказать величие своей империи. Вполне возможно, хотя и неразумно – уж лучше строить ввысь, чем вширь. Самым подходящим, на мой взгляд, объяснением является наиболее меркантильное. Никаких страхов перед жителями севера римляне не испытывали, те ходили туда-сюда на правах добрых соседей, но вот чтобы получать с этого хоть какую-то выгоду, император и велел возвести преграду «свободной торговле»: входя на территорию римской провинции Британия торговцы «извне» должны были платить таможенный налог. Иначе с какого перепугу стоить такое количество пропускных пунктов, если задача обратная – не пущать?
Кроме стены и «Лебедя» в Хэддоне имеется симпатичная церквушка св. Андрея. Стоило нам с Алиной зайти в ожидании отъезда в её зелёный дворик, как к нам с улыбкой вышел местный настоятель в полном смысле слова: он настоятельно пригласил нас войти. Рассказал, что церковь эту стоили ещё саксы в начале VII века. Показал каменный крест, оставшийся с той поры и на всякий случай теперь вмурованный во внутреннюю стену предела. Узнав, что мы из России, попросил расписаться в книге для гостей. Радостно воркуя, вывел на улицу и повёл в обход, на кладбище. По пути показал ту внешнюю част стены, которая тоже сохранилась вот уже почти 1 400 лет. На кладбище самым примечательным наш импровизированный гид считал могилы австралийских лётчиков, которые сражались с немецкими бомбардировщиками в годы второй мировой и были сбиты в здешнем небе.
Вы можете спросить, причём тут австралийцы. Как при чём?! Мы ведь в самом начале говорили о том, что английский монарх монаршит не только над Великобританией. Если англичан посылают куда-нибудь воевать, это автоматически означает, что туда же бросают ни в чём не повинных канадцев, новозеландцев, австралийцев и всех тех, кто входит в так называемое Британское содружество наций (the Commonwealth), то есть бывших английских колоний, а теперь псевдо-независимых государств.
Посещение церкви и бескорыстное гостеприимство настоятеля подняли моё слегка удручённое стеной Адриана настроение. Вероятно, правы те, кто утверждает, будто на месте церкви, на том же холме исстари находилось языческое капище. Как бы то ни было, а в отличие от атмосферы многих обычных церквей, ощущения там самые что ни на есть благодатные. И никакого вам ящура.