Посмотрел я тут на днях сказочный фильм. Называется «Притяжение» (он же «Гравитация», он же Gravity). Причём сказочный не только и не столько по красоте видов «открытого» космоса, сколько по сути происходящего на экране. Скажу сразу, что перед вами отнюдь не сатирическая рецензия, а призыв задуматься и задуматься очень и очень серьёзно…
В двух словах сюжет, если вы вдруг фильм не видели, таков. На орбите американский экипаж починяет «шаттл» (точнее, телескоп Хаббл, что ещё забавнее). Снаружи, разумеется. И надо же беде случиться, чтобы в это самое время Хьюстон сообщил, что один из спутников взорвался, и теперь лавина осколков летит прямёхонько в товарища Клуни и Сандру Буллок (только, пожалуйста, не называйте её Баллок, поскольку для американцев она Бычкова, а «бычок» по-английски именно bullock) – исполнителей полутора главных ролей. Разумеется, «шаттл» в итоге оказывается разбитым вдребезги, все астронавты (кроме Клуни и Буллок) гибнут, а наши неунывающие герои прямо в скафандрах умудряются добраться до российской орбитальной станции, тоже дышащей на ладан. Тут у Клуни, весёлого и неунывающего, случается приступ героизма, и он, спасая Буллок, жертвует собой и уносится, как в пропасть, в глубины космоса. Опять же в одном скафандре. Буллок снова попадает под град осколков, успевших обогнуть Землю, но умудряется забраться в ту часть станции, которая по идее должна мочь вернуться домой. Одна незадача – спускаемый аппарат запутался… в стропах раскрывшегося в космосе парашюта. Приходится Буллок выстреливаться в сторону китайской станции, до которой всего каких-то 300 миль, выпрыгивать на ходу из аппарата, пилотировать себя дальше при помощи… противопожарного баллончика, буквально на ходу забираться в китайский корабль (такой же необитаемый, как и российский), который уже начинает входить в плотные слои атмосферы, то есть, падать. Она быстро разбирается с иероглифами на пульте управления, снова выстреливается, надеясь на безотказность автоматики и работу парашюта, и, наконец, спасаться из утонувшей после приводнения капсулы. Суша, на которую в итоге выбирается-таки наша несгораемая и непотопляемая героиня, не позволяет ей даже поначалу встать от усталости, но она всё же гордо встаёт, превозмогая притяжение, и уходит на поиски цивилизации…
Вот такая серьёзная история. Героическая, можно сказать. Думаю, вы уже догадались, что с элементарной логикой и не менее элементарной физикой у авторов фильма (актёры не при чём, им надо просто хорошо играть и не думать о том, что происходит) проблемы буквально космические. К счастью, я смотрел фильм дома, на компьютере. И мой хохот, разражавшийся в самые неподходящие моменты, никого не повергал в ужас. Чего стоит одна только лавина обломков, которая летит широким фронтом (а не разлетается в разные стороны после взрыва) причём ПРОТИВ движения всех запущенных с земли спутников, что по причинам ускорения, мягко говоря, невозможно? Чего стоят шлемы астронавтов, через которые они смотрят (смотрят!) на восходящее солнце, чего не рекомендуется делать даже на земле, а в космосе для защиты служат непроницаемые снаружи отражатели (но ведь так мы не увидим страданий на их лицах, вы ведь поняли)? А двигатели на скафандрах и тем более на космических кораблях, которые выбрасывают за собой хвосты чего-то голубого, но явно не пламени, потому что даже не пережигают ими ни один из многочисленных тросов? А сам скафандр Буллок, который её всё это время надёжно спасал от жары, холода и радиации, и который она, забравшись внутрь российской станции, скидывает с себя с лёгкостью и скоростью банного халатика? А капсула, люк которой, после приводнения, оказывается на уровне ниже воды, и потому после его открытия она начинает тонуть? И уж совсем хочется рыдать, когда Буллок, садясь в кресло пилота, достаёт с полок тоненькие брошюрки типа «руководство пользователя» и по картинкам пытается в считанные минуты разбирается, на какие кнопки нужно жать (ни русского, ни китайского она не знает, а операции по отстыковке и посадке пробовала лишь на земном американском тренажёре, да и то по её же словам, крайне неудачно – ни разу не смогла посадить даже в игровом симуляторе).
Ещё очень порадовало, что, оказывается, в космосе есть воздух. То есть, воздуха, наверное, нет (иначе вообще, зачем скафандры было надевать?), но зато есть его сопротивление. Что я имею в виду? Ну вот Клуни буксирует Буллок на тросе к нашей станции. Потому что у неё скафандр вообще без двигателя, а Клуни – просто космический Карлсон какой-то, кнопочками тюк-тюк, а синий огонь (?) во все стороны пшик-пшик, и он очень ловко маневрирует. При этом происходят две сказочные вещи. Во-первых, как я уже сказал, огонь не пережигает трос за спиной нашего героя. Видимо, трос из какого-то специального материала. Бог с ним. Ведь вся радость лицезрения этой картины в том, что Клуни буксирует Буллок толчками. Не поняли? Он включает двигатели, трос натягивается, Буллок как на резинке начинает догонять Клуни, двигатели выключаются, Клуни резко замедляется (!), Буллок тоже, и всё начинается сначала. Представили себе? Обо что, интересно, Клуни тормозил?
Но самое замечательное, когда оба астронавта попадают в передрягу при подлёте к нашей станции. Их ударом начинает относить в космос. Буллок путается ногой в стропах раскрытого парашюта (!). Стропы натягиваются и останавливают её. При этом она удерживает за трос летящего впереди Клуни. В итоге они перестают двигаться и зависают над бездной космоса. Вы думаете, на этом сцена заканчивается? Нет, я же говорю, что авторы считают, будто в космосе астронавты висят над бездной, как над обрывом. И эта бездна чем-то к себе притягивает. Так что когда Клуни отцепляется от троса, он просто так, без помощи двигателей, в которых давно кончилось горючее, улетает прочь от Буллок, от станции и… от Земли. Подозреваю, именно Земля подействовала на него не силой притяжения, а силой отталкивания, поскольку иначе я такого резкого «старта» в космос из положения покоя объяснить не могу.
Мораль? Подождите, я не сказал самого главного, ради чего не сдержался и написал этот короткий опус. Мне стало так неловко от увиденного, что я решил посмотреть в интернете, какие наши с вами соотечественники оставляют о фильме «Притяжение» («Гравитация», Gravity) отзывы. Отзывы американцев по понятным причинам меня как-то не интересовали (в сторону замечу, что на самом деле, если вы владеете английским, то прочтёте и у них немало весёлых наблюдений по поводу этой галиматьи – достаточно в поиске ввести словосочетание типа gravity stupid movie).
Оказалось, что большинство мнений, как зрителей, так и критиков, сводилось к одному: это ЛУЧШИЙ фильм о космосе. Сразу вспомнился чудовищный фильм о замечательном Валерии Харламове «№ 17» (его тоже называли недавно лучшим фильмом о хоккее), который, по мнению авторов, мог чуть не на одной руке лазить по тросу (снова трос), протянутому между трубами завода на высоте метров 100, а когда наши выиграли первую игру у канадцев, оказывается, мы их вообще победили. Хотя те, кто помнит или видел ту серию 1972 года, знают, что по итогам всех матчей мы не без помощи Третьяка (да простят меня его поклонники) канадцам всё-таки уступили.
Вот и мораль. За сим замолкаю, поскольку умный читатель уже всё понял, а свежий россиянин, вероятно, страшно возмущён моим выпадом на святое американское искусство кино. Которым Голливуд прославился ещё во времена запусков «Аполлонов» на Луну. Думаю, когда они «высадятся» где-нибудь на Марсе, рядовой зритель не увидит ни софитов, ни задников, ни постановочности кадров, а гордые астронавты смогут беспрепятственно бегать по красной (на фотографиях НАСА) планете в шортах и бейсболках. Взять их за руку и выпороть будет уже некому. Коротка, ох коротка человеческая память!
Ходите в школу, смотрите фильмы и учите английский, дамы и господа!
P.S. А главное – постарайтесь своих детей научить мыслить. Это крайне усложнит им жизнь, но они хоть проживут её не баранами в зомбированном стаде…