Прямо с моста мы попадаем на центральную улочку Итона – Хай-стрит. Название Итон со старого английского переводится довольно просто – “Ea-tun”, то есть “river-town”, иначе говоря «речной город». Сегодня, когда произносят «Итон», обычно имеют в виду не город, а знаменитую частную школу, основанную ещё в середине XV века королём Генрихом VI. По легенде, он хотел помочь мальчикам из малоимущих семей получить достойное образование и затем продолжить его в стенах Кембриджа, в Кингс-колледже. За образец Генрих взял Винчестерский колледж (основан в 1382 году), позаимствовав оттуда Устав, директора и нескольких учёных мужей.
Король носился со своим детищем, как с писаной торбой: дарил новой школе земли, готовил планы застройки (в частности, он хотел, чтобы у часовни был самый длинный в Европе неф, даровал различные религиозные реликвии, среди которых, говорят, были части Истинного Креста и Тернового Венца.
Сменивший его на троне Эдвард IV отобрал у колледжа все привилегии, а что мог, перетащил в Виндзор, в часовню св. Георга. Если бы не смелое вмешательство его любовницы, Джейн Шор, Итонский колледж вообще пошёл бы по миру. Дальнейшее существование заведения всецело стало зависеть от оборотистости стоявших в его главе прохвостов, иначе говоря – ректоров. Именно они занимались тем, что находили богатых спонсоров и на их деньги продолжали обустраивать территорию.
Уже знакомый нам герцог Веллингтон, сам бывший итонец, любил приговаривать:
- Победа в битве при Ватерлоо была предопределена на игровых площадках Итона.
Это не совсем точно. На самом деле, считают историки, Веллингтон сказал:
- Там растут те, кто победил при Ватерлоо.
И в этом нет ни малейшего сомнения. Судите сами. Среди «старых итонцев», как здесь называют выпускников:
· 19 премьер-министров;
· писатели уровня Генри Филдинга, Олдоса Хаксли, Перси Биши Шелли и Джорджа Оруэлла (есть среди них и Ян Флеминг, автор «Джеймса Бонда»);
· ученые с мировым именем, владельцы и работники СМИ, актёры (в частности, Хью Лори - знаменитый Доктор Хаус);
· оба внука нынешней королевы
Правда, не всё так воспринимается однозначно. Известный в Англии артист Доменик Уэст, говорят, настолько разочаровался в карьерных преимуществах, которые якобы дарует учёба в Итоне, что сравнил звание «старого итонца» с «позорным пятном, которое в галерее дурной славы чуть выше по статусу, чем звание педофила».
Отличить маленького итонца на улице очень просто: ученики обязаны носить чёрные фраки с жилетками, фальш-воротничок и брюки в тонкую полоску. Изначально форма (включая цилиндр и трость) предусматривалась для официальных мероприятий, но сегодня она одевается на все уроки.
В среднем на одного учителя приходится 8 учеников, мальчиков от 13 до 18 лет. В начале учёбы классы состоят из 20-25 человек, но к концу обучения это цифра падает до 10 и ниже.
Изначально в Итоне преподавали классические дисциплины – латынь и античную историю, а кто мог, брал ещё и древнегреческий. С конца XIX века набор предметов стал расширяться. Сегодня больше сотни учеников изучают, например, китайский. Есть и те, кто учит русский. Кроме обычных классов, ученики имеют возможность вступать во всевозможные внутренние организации, называемые здесь «обществами». В таких обществах дискутируются разные темы, предлагаемые классным руководителям. Это могут быть вопросы музыки, религии, языкознания и т.п. На заседания обществ приглашаются сторонние лекторы. Среди последних были, в частности, замечены композитор Эндрю Ллойд Уэббер, Роуэн Аткинсон (известный нам как мистер Бин) и даже покойный Борис Березовский. Это тем более примечательно, что в прошлом Итон отличался крутым антисемитским нравом. Вплоть до того, что всех новичков какое-то время было принято называть «жидами». В 1945 году в школьный устав было введено предписание, по которому в Итон принимались лишь те, чей отец родился в Великобритании (про мать, разумеется, ни слова). Но в 60-е годы даже это ограничение отменили после того, как «ущемление прав на национальной почве в Итоне» попалось под руку оксфордскому профессору логики Альфреду Аеру, еврею и, кстати, «старому итонцу».
Если ваш сын учится в Итоне (что обходится вам примерно в 30 000 фунтов или 1,5 миллиона рублей в год), его успехи вознаграждаются оценкой “Show Up”, что с натяжкой можно перевести как «превосходно». В редких случаях действительно замечательную работу ученика могут «повысить навсегда» (Sent Up For Good), то есть сдать на хранение в школьный архив. Плохую работу, напротив, оценивают как “Rip” (что я бы перевёл как «рвань»). Работу ученика физически надрывают сверху листа и в таком виде отдают классному руководителю на подпись. Ученики, получающие «рвань» с завидным постоянством, становятся кандидатами на «белый билет» (White Ticket). После получения которого ученика наказывают, что может включать работу по школе или бесконечное написание одних и тех же слов и предложений (раньше для этих целей обычно использовались латинские гекзаметры). Введённая в последнее время более мягкая форма оценки называется “Info” (или «уведомление»), в чём тоже расписывается классный руководитель. Учебный год делится на три «половины». Михайловская половина (Michaelmas Half) продолжается с начала сентября по середину декабря, Постная половина (Lent Half) – с середины января по конец марта и Летняя половина (Summer Half) – с конца апреля по начало июля. Название «половина», как вы понимаете, историческое, поскольку раньше учебный год действительно состоял из двух половин, между которыми ученики могли уезжать на каникулы домой. Экзамены, называемые здесь «испытаниями» (Trials), происходят в конце Михайловского семестра для всех учеников и в конце Летнего семестра для учеников первого и второго года.
Если ученик опаздывает на урок, или «секцию» (“division” или даже сокращенно “div”), ему велят три последующих дня с 7:35 до 7:45 расписываться в специальной «Книге опозданий» (Tardy Book). За более серьезные провинности ученика вызывают с урока классному руководителю на разговор, который называется “Bill” (что я бы перевёл скорее не как «счёт», а как «иск»). В экстренных случаях ученика могут отстранить от занятий или исключить из школы. Если же на урок опаздывает учитель, его ждут ровно 15 минут, после которых ученики могут быть свободны. Ну, прямо как было у нас в МГУ!
Раньше Итон был знаменит своими телесными наказаниями. Последнее «битьё» состоялось в январе 1984 года. Кстати, попавший тогда под горячую руку Себастьян Доггарт впоследствии сделал блестящую карьеру как артист, писатель, режиссер и… борец за права человека.
В октябре 2004 года Итон и Британию всколыхнуло дело Сары Форсайт, учительницы школы, которая сочла, что её уволили несправедливо, а именно – после того, как она не уступила нажиму старшего преподавательского состава и отказалась… писать курсовую работу для Генри-Гарри, рыжего внука королевы. Свой иск она подкрепила в тайне сделанной аудиозаписью разговора. В результате суд встал на сторону бедной Сары, пожурил преподавателей Итона за недосмотр, но и отчитал саму Сару за запись частного разговора. В ответ руководство Итона выступило с заявлением, в котором, разумеется, отрицало свою вину по этому «необоснованному иску». Рыжего Генри-Гарри, разумеется, удалось полностью отбелить и сделать чуть ли не потерпевшей стороной.
В марте 2008 года четырёх учеников в возрасте от 13 до 14 лет исключили из школы за нападение на игровой площадке на постороннюю девочку. В результате нападения у неё не только была украдена сумка, но и сломано ребро. Было также выяснено, что незадолго перед нападением мальчишки крепко выпили и употребили наркотики. Ну да, зато Итон гордится тем, что если в 70-годы на всю школу был один компьютер, то теперь во все жилые комнаты и классы проведён Интернет. Интересно, что будет, если когда-нибудь феминистки возьмут верх, и в Итон станут пускать девочек?
Отрывок из книги «Солнечный Альбион»