Вероятно, я ошибся. Надо было написать так, как значилось в названии одного известного голливудского фильма – «Дикий, дикий Запад» (Wild, Wild West). Ведь не зря же сегодня по обе стороны Атлантики можно услышать, что оружие должно быть только у «профессионалов», а не у простых родителей и их, не дай бог, детей, а не то мы превратимся в «дикий Запад». Поскольку у нас в России оружие официально продаётся с огромными сложностями и ограничениями, нам не так часто, как тем же американцам, пропихивают страшилки про «одиноких стрелков», «убийства в школах» и т.п. чушь. Хотя в последнее время, если вы заметили, всё чаще и чаще.
Я вовсе не собираюсь тратить ваше время на разоблачения большей половины (думаю, процентов на 80) этих историй как откровенных розыгрышей с участием не слишком хороших артистов. Об этом вы и сами можете посмотреть множество документальных исследований в интернете, особенно если владеет английским языком. Это только нам с вами почему-то кажется, что в людях не может быть столько цинизма, чтобы разыгрывать перед камерами скорбь по якобы погибшей чуть ли не в прямом эфире дочери, жене, матери. И цинизма хватает, и эфир давно уже кривой…
Позволю себе начать с вывода: если бы наше общество вернулось в пору настоящего «дикого Запада», то есть к американскому периоду с 1861 по 1901 год, то для современных «цивилизованных» мегаполисов воплотилась бы несбыточная мечта о всеобщей безопасности и спокойствии граждан.
Вам никогда не приходило в голову задуматься и ответить на один очень простой по своей сути вопрос: откуда мы что-то знаем? Ответ будет очевиден: из фильмов и книг. Ну, ещё, пожалуй, из учебников. Новости из телеящиков и газет, я надеюсь, вы к разряду знаний не относите. Есть ещё рассказы бабушек и дедушек, очевидцев тех или иных событий, однако в какой-то момент нас приучили относиться к их мнениям как к чему-то слишком субъективному и потому не заслуживающему внимания. А напрасно…
Итак, что мы знаем об американском диком Западе, точнее, как мы его себе представляем? Обаятельные негодяи, убивающие простоватых индейцев; матёрые бандиты, грабящие банки и целые поезда; коррумпированные шерифы, во всю пользующиеся своей «лицензией на убийство»; благородные одиночки, вступающие в неравную борьбу со всеми вышеперечисленными персонажами; и толпы простых обывателей, с ужасом приникших изнутри своих убогих домов к зашторенным окнам и наблюдающих за бесчинствами, творящимися на страшных, враждебных улицах.
Увы, американская статистика преступлений конца XIX века опровергает столь поощряемый современными средствами массовой дезинформации разгул криминала. Уличные перестрелки были такой же редкостью, как ограбления банков и почтовых поездов. Почему и попадали сразу же на страницы тогдашних газет, как всегда охочих до «эдакого», чтобы поддерживать свои тиражи. За неимением действительно чего-то серьёзного на их страницы попадали сообщение о любой мелочи.
Исследование Юджина Холлона (Eugene Hollon), например, доказывает на фактах, что в период с 1870 по 1885 годы в таких «ковбойских» городах, как Абилен, Вичита, Додж-сити и Колдуэлл было зарегистрировано 45 убийств. Иначе говоря, 1 убийство на 100 000 жителей в год. Много? А теперь возьмите какой-нибудь Балтимор XXI века, и точно такой же расчёт даст вам соотношение 45 убитых на 100 000 живых в год. И это, разумеется, без учёта убийств пациентов врачами – по-настоящему страшной статистики современной «цивилизованной» Америки (о чём следует говорить отдельно).
Исследование другого историка, Роджера Макграта (Roger McGrath), имевшего досуг вплотную заняться «золотоносными» городками Калифорнии, показывает, что современный уровень грабежей в 20, а просто воровства – в 40 раз превышает показатели тех «диких» районов американского Запада.
Представьте, что будут думать о сегодняшней жизни наши потомки, если станут ориентироваться на всевозможные «ментовские» сериалы или какого-нибудь забугорного «Декстера» (кстати, весьма рекомендую его любителям изучения английского языка по фильмам), в котором полиции Майами практически каждый день приходится разбираться с расчленёнными на пляжах трупами …
Pulp Fiction (т.е. «криминальное чтиво») также подливало масло в огонь, как тогда, так и сейчас. За основу описываемых в них преступлений брались более или менее реальные события и раздувались до размеров вселенской бойни. Книжки стоили сущие копейки, т.е. центы, но и по таким ценам продажа прибыльных тиражей требовала зубодробительных сюжетов.
В действительности уже в 1848 году те же золотоискатели стали подписывать между собой контракты, любое отклонение от жёстких условиях которых было чревато потерей права собственности на участок. Места были отдалённые, правительство хотело бы, вероятно, но не могло вмешаться чисто физически, а потому за порядком следили специально избранные и обученные товарищи. Да и у самих золотоискателей оружия было достаточно, чтобы ответить злоумышленниками. Именно благодаря этому уровень преступности удерживался на сравнительно низком уровне. Любой отморозок знал, что ограбленный или обманутый им человек не пойдёт жаловаться в мифический суд, а позовёт друзей или сам достанет ствол и совершит правосудие.
Почему же сегодня мы воспринимаем историю, будь то освоение «дикого» Запада, ордынское Иго, война с Пугачёвым и прочее, и прочее, мягко говоря, не совсем так, как оно могло быть и было в реальности?
На ум приходит безобидное слово «подмена».
Чтобы не отвлекаться от нашей темы (которую умный читатель правильно воспринимает, как иносказание), то на жизнь Америки в пору «золотой лихорадки» предприимчивые голливудцы и писаки наложили события 20-годов XX века, связанных одновременно с резким развитием промышленности, ростом роли нефти и Депрессией. Если раньше переселенцы тащились на лошадях и повозках подальше от растущих городов в поисках лучшей жизни неделями и месяцами, то железные дороги позволили перемещать огромные толпы всякого сброда, среди которого оказывалось немало настоящих бандитов, шулеров, проституток и просто пройдох. Показателен пример техасского городка Килгор, численность жителей которого выросла с 800 до 8000 человек… за сутки. Вот когда пальба на улицах стала делом, действительно, почти привычным. А зародившийся кинематограф это настроение радостно подхватил и перенёс на полвека назад. Кто бы стал смотреть фильмы о честных стрелках, ни разу не спустивших курок и только и делавших, что ухаживавших за коровами?
Поэтому если в следующий раз вы услышите или прочитаете, что, мол, послабления в отношении торговли оружием превратят наши улицы в «дикий Запад», знайте, что правду снова разворачивают на 180 градусов.
Будьте бдительны и при возможности обзаводитесь пока ещё легальным оружием.