Сегодня, когда умные родители (а иногда и сами ученики) накануне 1-го сентября начинают задумываться о предстоящем ЕГЭ по английскому языку, не могу не подключиться к этому немаловажному этапу и не высказать несколько своих соображений на тему того, как к ЕГЭ правильнее подготовиться, что нужно иметь в виду и без чего на этот экзамен можно смело не идти…
Думаю, статей в итоге получится несколько, но поскольку с чего-то надо начинать, начну с этой.
Даже если вы уже выросли из школьного возраста или точно знаете, что будете сдавать всё, кроме английского, знакомство с изложенными здесь принципами и подходами вам не помешает, поскольку я, будучи если не их автором, то передатчиком и глашатаем, искренне верю в универсальность знаний. Никому не ведомо, как повернётся судьба, а потому не ЕГЭ единым жив человек: неровён час – вам понадобится сдавать FCE (Первый Кембриджский Сертификат), или TOEFL, или IELTS. Формы и задания могут слегка различаться, но итог один: если вы не знаете английского на некоем условном уровне Upper-Intermediate, хорошего сертификата вам не видать, уж простите за откровенность.
Обычно сайты по подготовке к ЕГЭ рекомендуют не терять времени и начинать готовиться к нему с 10-го класса. Они по-своему правы, однако вообще-то гораздо легче не спохватываться за два года (хотя 24 месяца – срок, действительно, немалый), а начинать с того класса, с которого вы приступаете к первым шагам в английском. Потому что, хотя на новый язык по-хорошему двух лет вполне бывает достаточно, почему не воспользоваться рассчитанной на лентяев школьной системой и не пройти один и тот же материал до ЕГЭ раза три, с огоньком, с пониманием да с отдачей. Другое дело: как себя заставить. Никак. Человек начинает делать что-то лишь тогда, когда не просто понимает, а нутром осознаёт всю необходимость действия. Многим, уверен, даже два года кажутся хорошим поводом отложить подготовку к ЕГЭ на неизвестное «потом»… Ну так я пишу не для них. А мы с вами тем временем движемся дальше…
… и коснёмся части сугубо практической. ЕГЭ на сегодняшний день проводится в два дня. В первый, письменный день, нужно преодолеть такие разделы как аудирование, чтение, письмо и грамматика и лексика. На всё про всё даётся три часа. За это время ученику предстоит выполнить 40 заданий. Хорошая новость: есть шанс за три часа заработать 80 баллов из необходимых 100. Во второй день, соответственно, можно добрать оставшиеся 20 баллов, причем, потратив на это всего четверть часа – ровно столько продолжается устная часть ЕГЭ, стоящая из четырёх крохотных заданий. Устная часть почему-то считается необязательной, а это означает, что сдавать её нужно во что бы то ни стало. Логика проста: если ученик её «завалит», он ничего не потеряет, зато если сдаст, то дополнительные 20 баллов ой как не помешают! Сданным считается ЕГЭ по английскому, в котором в первый день набрано 22 балла. Упоминаю это вскользь, потому что такая оценка означает, что ученик неизвестно чем занимался 8 школьных лет или занимался французским. Чтобы получить «пятёрку», нужно набрать не менее 84 баллов. Остальные варианты предлагаю даже не рассматривать.
Пройдёмся теперь по основным разделам среза ученических знаний:
Аудирование. Оно длится полчаса и в свою очередь состоит из трёх частей. Аудиозапись, которую включают на экзамене, вообще-то одна, но в ней три фрагмента, между которыми предусмотрены паузы, чтобы ответить на поставленные вопросы. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. В задании № 1 даётся 7 утверждений. Нужно правильно соотнести их с 6 высказываниями. Заковырка в том, что одно утверждение, разумеется, лишнее. Ни разу не ошибся – получи 6 баллов. В задании № 2 даётся опять-таки 7 утверждений. Нужно прослушать диалог и отметить, какие из утверждений True, какие False, а какие Not Stated, то бишь вообще не упоминаются. Обратите внимание, что дополнительная беда здесь заключается в том, что в ответ вы вносите номер, например, если True, то вписывать нужно 1, если False – то 2. Считайте, что вы сдаёте не ЕГЭ по английскому, а экзамен на внимательность – в ФСБ, MI6 или CIA. Не спешите и строго следуйте инструкциям (которые неплохо было бы проштудировать заранее, благо всё всегда одно и то же). Угадал всё без ошибки – 7 баллов. В задании № 3 даётся 7 вопросов и по 3 ответа на каждый. Подобрать один правильный можно, поняв, что говорят в аудиозаписи. В итоге – ещё 7 потенциальных баллов.
Здесь важно обратить внимание на то, что даже если вы, то есть, ученик, спокойно играете в компьютерные игры на английском, смотрите англоязычные ролики в Тытрубе, смотрите оригинальные английские и американские фильмы, это ещё не гарантия успешной сдачи раздела аудирование. Обязательной поупражняйтесь в он-лайн тестах по ЕГЭ, чтобы научиться быстро схватывать ушами суть высказывания и так же быстро подбирать глазами верный ответ. Во-вторых, когда будете слушать, старайтесь не цепляться за отдельные слова. Они могут соответствовать тому, что вы видите в вариантах ответа, причём всем сразу. Это легко собьет вас с толку. Старайтесь, чтобы за словами вы слышали правильный смысл высказывания.
Чтение. Это ещё полчаса, 3 части, 9 заданий. Положите перед собой часы и не тратьте больше 10 минут на каждую часть. При хорошей предварительной подготовке у вас должно остаться минут 15 на проверку. В задании № 1 вы пробегаете глазами 7 текстов и подбираете к каждому вариант заголовок из 8 данных (один, как водится, лишний). Угадали - получите 7 баллов. В задании № 2 перед вами текст, в котором 6 пропусков, и дано 7 вариантов вставок (с одной лишней). Угадали – 6 баллов. Задание № 3: дан текст и 7 вопросов к нему. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Угадали – 7 баллов. Я пишу «угадали» саркастически, поскольку при указанном количестве вариантов угадать, конечно, можно, но лучше знать наверняка.
В этой части стратегия должна быть следующей. В первом задании, в отличие от аудирования, нужно выискивать ключевые слова, которые подскажут правильный заголовок. Кроме того, часто достаточно внимательно прочитать первое предложение, в котором содержится основной смысл, который в последующих только раскрывается. Во втором задании нужно чётко представлять себе структуру английского предложения. Скажем, если предлагаемая вставка начинается с where, значит, скорее всего, пробел следует за указанием на какое-то место, если who – то за упоминанием человека и т.п. Вставка же, начинающаяся с инфинитива, выражает обычно цель. Если вы это понимаете, проблем быть не должно. В третьем задании важно учесть, что вопросы задаются по тексту не вразброс, а по ходу дела, то есть ответ к первому нужно искать в начале текста, затем будет ответ ко второму и т.д.
Грамматика и лексика. Даётся 40 минут. Три задания. В задании № 1 перед вами текст, в котором сделано 7 пропусков слов, а исходный корень для каждой вставки записан справа. Из него и нужно грамматически образовать подходящее по смыслу слово, например, если это глагол, то поставить его в правильную форму. Желательно уложиться минут в 10-12. В задании № 2 тоже текст, но пропусков (а значит, и потенциальных баллов) в нём 6. Разница с первым заданием в том, что вам даётся возможность преобразовывать указанное слово не только грамматически, но и лексически. А для этого, разумеется, желательно знать всякие английские приставки и суффиксы, чтобы создать из корня, например, наречие или прилагательное. А может, даже причастие. В задании № 3 последний текст и 7 пропусков-баллов. Сложность и простота его выполнения заключается в том, что вам заранее даются 4 варианта, из которых в пробел нужно вставить один. Скажем, правильность выбора между talked, said, told и spoke можно выяснить только в контексте.
При всей кажущейся сложности многообразия английской грамматики выполнить задания правильно не так уж трудно. В первом задании, если вам дан глагол, значит, надо правильно домыслить либо его время, либо залог, либо, как я уже сказал, одно из двух причастий. Если прилагательное – скорее всего дело в его сравнительной или превосходной степени. Если числительное – от вас наверняка ждут его порядковой формы. Чтобы не наделать ошибок во втором задании, посвятите час-другой вашей подготовки просмотру любого справочника на тему образования английских слов помощью суффиксов и приставок. Обратите внимание на всякие каверзные слова типа late и lately или hard и hardly. В третьем задании, увы, надо знать слова и при этом вчитываться в текст, чтобы понимать, какое именно значение имеется в виду.
Письмо. Заданий всего два. На их выполнение даётся 80 минут.
Задание № 1 полностью соответствует названию раздела – в нём даётся письмо к другу. Надо прочитать его письмо, поблагодарить, ответить на заданные вопросы и вежливо задать свои, уложившись в 100-140 слов и 20 минут. Можно заработать 6 баллов, причём сделать это несложно, если помнить примитивные правила: 1) в правом верхнем углу напишите ваш город, под ним – страну. Ни в коем случае не пишите адрес, поскольку это будет приравнено к разглашению военной тайны. Строчкой ниже в том же углу пишите дату. 2) Обращаемся всегда Dear + то имя, которое дано в задании, и ставим запятую. Никаких Hello и восклицательных знаков. Причём это не прихоть составителей ЕГЭ – так действительно никто у буржуев не пишет. 3) С новой – красной – строки благодарим друга за письмо и извиняемся за то, что долго не отвечали. 4) Посвящаем два следующих абзаца ответам на его идиотские вопросы и задаванию своих. 5) В четвёртом абзаце пишите, что вам почему-то нужно срочно заканчивать письмо, и предлагаете поддерживать связь до гроба. 6) С новой строчки чиркните что-нибудь типа All the best, поставьте пять запятую и строчкой ниже напишите своё имя. Всё.
В задании № 2 вам даётся спорное утверждение и предлагается написать на его тему эссе (по-русски это всегда раньше называлось «сочинением», но «эссе» звучит, конечно, красивее и умнее). Позволено использовать 200-250 слов и час времени. Постараться стоит, поскольку в награду вы получите сразу 14 баллов. Чтобы эту награду заслужить, запомните две вещи: нейтральный стиль и 5 абзацев. 1 – формулируете проблему и говорите, что есть две противоположные точки зрения, 2 – высказываете своё мнение и приводите в его подтверждение парочку аргументов, 3 – указываете противоположное мнение и приводите аргументы в его пользу, 4 – спорите с противоположным мнением, только старайтесь не повторять уже упомянутые аргументы из абзаца 2, наконец, 5 – тупо повторяете, что существуют две точки зрения на проблему, и окончательно подтверждаете свою.
Что важно помнить? Во-первых, допустимо отклонение от объёма на 10% в обе стороны. В письме это означает 90-154, в эссе – 180-275. Напишите на слово больше или меньше – получите 0. Заранее прикиньте, что значит в вашем исполнении 100, 150, 200 слов и на экзамене ориентируйтесь на объём, чтобы не заниматься дурацким счетоводством. Во-вторых, старайтесь, чтобы абзац состоял более чем из одного предложения. В-третьих, хотя письмо, в отличие от эссе, предполагает более дружеский стиль, лучше не переусердствовать и оба задания выполнить в нейтральном ключе. Забудьте всякие cause, doesn’t и т.п. В-четвертых, разбавляйте свой текст словами-вставками, речь о которых я поведу в следующий раз. Имеются в виду различные furthermore, in conclusion, due to the fact that и т.п.
День второй…
Устная речь. 4 задания, 15 минут – и 20 баллов в кармане. Самое противное – собеседником является компьютер со счётчиком времени и гарнитура, записывающая ваш дрожащий голос.
В задании № 1 перед вами несколько предложений научно-популярного текста. Полторы минуты вчитываетесь в него молча, понимая структуру, и мысленно расставляете паузы и интонацию, полторы минуты читаете. Если хорошо, получаете 1 балл. В задании № 2 предлагается рекламное объявление и ключевые слова, на основании которых вы составляете 5 вопросов. Полторы минуты думаете, потом проговариваете свои вопросы, на каждый из которых даётся 20 секунд. Думаю, узнать, сколько рекламируемый продукт стоит и можно ли его купить в Интернете, вы сможете без труда. А за это вам дадут ещё 5 баллов. В задании № 3 вам покажут 3 фотографии и предложат описать одну из них по указанному здесь же плану: где и когда сделана, кто на ней, что происходит, почему вы эту фотографию не выбросили, зачем её показываете. У вас три с половиной минуты и 7 баллов успеха. В задании № 4 вам покажут 2 картинки и предложат их сравнить. Сравнить – это значит указать на сходства и различия: одна девушка стоит, другая сидит, обе читают и т.п. Примитивно донельзя, не правда ли? И за такую ерунду вам дадут ещё 7 баллов.
Как готовиться? Ну, во-первых, зайдите на сайт http://injaz.ege.edu.ru/ и пройдите раз-другой симуляцию экзамена, чтобы экран компьютера больше вас не пугал. Во-вторых, когда читаете текст, не торопитесь. Проверяется не ваша скорость, а умение видеть смысл высказываний и передавать его интонационно. При подготовке самое милое дело взять несколько разных по тематике аудио-книг и читать одновременно с голосом диктора, следя за написанным текстом. В задании № 3 не бойтесь фантазировать и делайте вид, будто вопросы по выбранной вами фотографии задаёт ваш знакомый. Вы можете запросто называть его по имени, если вам так проще. Тут важно продемонстрировать ту свободу, с какой вы можете строить свою речь: Джон, я выбрал фотографию № 1, потому что на ней изображён наш с тобой старый друг Том, который вчера улетел на Марс зарабатывать деньги для Илона Маска. Конечно, он никуда не улетел, а на фотографии он в пятом классе, со своим любимым компьютером, работает в Фотошопе, который сейчас, десять лет спустя, позволяет ему изображать шарообразную Землю и прочую ерунду, за которую НАСА хорошо платит. Главное, чтобы он молчал об этом. Я храню это фотку, потому что тогда он был нормальным парнем и делал это не за деньги, а потому, что нравится. Надеюсь, он скоро поймёт, во что ввязался, и мы все втроём встретимся, как бывало раньше… Ну, как-то так. Наконец, в последнем задании не тратьте время на описание картинок – только сравнивайте. Помните, что компьютеры любят вводные фразы типа In comparison to the first picture и т.п.
Надеюсь, теперь вы сможете оценить фронт предстоящих работ, а я в следующий раз постараюсь дать вам несколько практических палочек-выручалочек уже на сугубо английской почве. Если чувствуете, что всё-таки не справитесь без репетитора, записывайтесь на занятия.
Удачи!